http://www.VentureMYR.com/analytics?article_id=154
№1 (21) 9 — 15 февраля 2004 года
Поле интересов


Представители среднего класса Украины готовы инвестировать свободные деньги, но пока еще не очень представляют — куда и как

В конце 2003 года наша газета провела небольшое исследование потребительского поведения представителей киевского среднего класса на рынке финансовых услуг*.


Нас интересовали не столько конкретные действия, касающиеся того, как население распоряжается собственными сбережениями, сколько взгляд в будущее — общее настроение «средних украинцев» Киева, их «макроэкономические» ожидания, горизонты планирования семейных бюджетов, готовность инвестировать в различные финансовые инструменты, наконец, уровень знаний об этих инструментах. Некоторые результаты исследования мы приводим ниже.

Украинский средний класс воспринимает состояние дел в Украине вполне позитивно и смотрит в будущее с нескрываемым оптимизмом. Только 1,5% респондентов считают, что экономическая ситуация в стране за 2003 год ухудшилась и будет ухудшаться в 2004 году. 75% опрошенных, напротив, уверены в том, что за 2003 год экономическая ситуация в Украине улучшилась; 56% полагают, что в течение 2004 года ситуация еще будет улучшаться. Оценка динамики личного финансового положения еще более оптимистична: около половины опрошенных отмечает улучшения за прошедший год и прогнозирует уверенный прирост семейных бюджетов в следующем году (тогда как ухудшение в финансовом положении своей семьи отмечает или прогнозирует не более 8% респодентов).

Тем не менее степень уверенности в стабильности ситуации в стране на длительную перспективу оказывается достаточно низкой. Только треть опрошенных (34%) считает невозможным повторение финансовых кризисов, тогда как почти две трети опрошенных (61%) уверены в том, что такой кризис вполне возможен.

Эти оценки определенно коррелируют с данными, характеризующими горизонты финансового планирования киевских «средних украинцев». 55% из них полагает, что нынешняя экономическая и политическая ситуация в Украине не позволяет прогнозировать личное финансовое положение на длительный период времени. Почти три четверти опрошенных (73%) строят свои финансовые планы не более чем на год вперед (54% из них — на срок не более шести месяцев); на два года и более планирует свой бюджет только 11%; 13% вообще не строит финансовых планов.

Около половины представителей киевского среднего класса подтвердили, что делают сбережения в той или иной форме. Большинство (58%) тех, кто сбережений не имеет, объясняет это тем, что все доходы уходят на текущее потребление; 28% говорят о неуверенности в сохранности сбережений (еще один штрих к массовому «предчувствию» некоего финансового кризиса).

Учитывая потребительскую активность среднего класса, нетрудно догадаться, что наиболее распространенные цели сбережений связаны с предстоящими тратами. В основном речь идет о покупке или ремонте квартиры, хорошем отдыхе, обучении (детей или своем собственном), покупке автомобиля и бытовой техники. Впрочем, 27% опрошенных заявили, что делают сбережения без определенных целей (например, «на черный день» или «на старость»), а еще 18% инвестируют свободные денежные средства для получения дополнительного дохода.

Не стал открытием тот факт, что для целей сбережения и накопления используется в основном иностранная валюта (75% от числа тех, кто делает сбережения). Более всего нас интересовал ответ на вопрос: «Перспективы какой валюты представители среднего класса считают наиболее предпочтительными?» Почти половина опрошенных полагает, что валюта с наилучшими перспективами в ближайшем будущем — это евро. «Перспективность» доллара и гривни оценивается примерно одинаково — 22% и 18% соответственно. Особенно стоит подчеркнуть тот факт, что перспективы украинской валюты выше оценивают те, кто уже делает какие-либо сбережения — 23% в группе опрошенных против 12%, не имеющих никаких накоплений.

Только одна треть опрошенных (33%) вкладывает денежные средства при посредничестве банков и финансовых компаний. Остальные предпочитают неденежные способы накоплений (покупка недвижимости, драгоценных металлов и пр.) или же банально держат деньги «в чулке». Собственно, эти «обладатели кубышек» и являются главным резервом банков и инвестиционных компаний — ведь более 40% «не охваченных» финансовым рынком респондентов заявляет о готовности при определенных обстоятельствах воспользоваться услугами подобных учреждений.


Преобладающая причина принципиального отказа от инвестирования все та же — чувство неуверенности. 35% тех, кто заявляет о нежелании связываться с профессиональными финансистами, в качестве причины отказа называют «страх быть обманутым». На втором месте — «боязнь потерять накопления в результате какого-нибудь кризиса» (26%). Лишь незначительная часть «отказников» указывает на недостаток знаний о финансовом рынке или же высказывает убежденность в том, что инвестиции — «это очень сложно». 

На самом деле уровень информированности о доступных способах сбережения и приумножения капитала в целом является крайне низким — хорошо осведомленными в этом вопросе считают себя не более 20% всех опрошенных. В частности, о такой форме инвестирования капитала, как паевой инвестиционный фонд (ПИФ), известно лишь 12% опрошенных. Причем только 6% из них сумели правильно расшифровать аббревиатуру ПИФ, остальные же из тех, кто об этом «что-то слышал», сделали это с ошибками.

Известность названий управляющих компаний вообще крайне низка — только 7% от числа всех опрошенных смогли назвать хотя бы одну УК. При этом чаще всего респонденты упоминали таких управляющих, как «Автоальянс-инвест», «МИР» и «Кинто».

Учитывая специфику момента, значительную часть вопросов мы посвятили и проблемам пенсионного обеспечения. Выяснилось, что данная проблема имеет высокую значимость для средне- и высокодоходной части населения. Более 70% всех опрошенных задумывались о том, на какие средства они будут жить после выхода на заслуженный отдых. При этом на государственную пенсию как основной источник доходов в старости рассчитывает только 10% (!) опрошенных.


Минимальный размер ежемесячной пенсии, который опрошенные считают достаточным для себя в старости, превышает $200 (более 75% респондентов называли суммы выше этого рубежа). Уровень информированности о стартовавшей пенсионной реформе является достаточным. 70% из числа опрошенных в возрасте от 18 до 50 лет (то есть те, кого затрагивает «активная» фаза реформы) знают о новациях в пенсионной сфере. Более того, 44% опрошенных заявили, что не только знают о пенсионной реформе, но и понимают ее суть. Однако готовность передать накопительную часть пенсии в управление частной управляющей компании является довольно низкой. Управление накопительной части пенсии государственной управляющей компании устраивает две трети опрошенных. Но в будущем сделать выбор в пользу частного управляющего готовы 9% респондентов. Характерно, что основные критерии, определяющие выбор частной управляющей компании, связаны с факторами надежности, безопасности вложений (такими, как репутация компании, продолжительность работы на рынке, размер активов в управлении, наконец, поддержка компании со стороны мощной финансовой структуры). Уровень доходности респонденты поставили лишь на пятое место в рейтинге значимости факторов выбора. Меньше всего будущих пенсионеров заботит удобство расположения офиса выбранного ими частного управляющего. 

* Размер выборки: 1000 интервью. Методология: телефонные интервью.
Целевая группа: члены семьи, принимающие основные решения по семейному бюджету (в семьях респондентов уровень дохода составляет не менее 800 грн. в месяц на одного члена семьи).
Период опроса: ноябрь-декабрь 2003 года.

© «Венчурный МИР»